Красивые серебряные иконы
Канон и иконопись
Греческое слово «канон» первоначально обозначало «трость» или «шест» для измерения длины. Затем этим термином стали обозначать любое мерило, то есть правило или закон. Иконописный канон – это целая совокупность правил, приемов, символов и знаков, которые вырабатывались и утверждались веками. При этом он не ограничивает индивидуальный почерк художника. Однако некоторые вещи в таких работах остаются незыблемыми. Например, если взять изображения Пантелеймона-Целителя, заметно, что остается незыблемым, а что может интерпретироваться по мысли автора. Святой всегда изображается с небольшим сундучком в левой руке и маленькой ложечкой - в правой. В ларце - целебные снадобья, которые будут розданы по назначению. Другой пример – изображения Богоматери. При всем различии подходов лики так или иначе укладываются в один из четырех типов:
- Богоматерь Знамение – воздетые к небу руки означают тайну Боговоплощения.
- Одигитрия – Богоматерь с младенцем на руках, указывающая на него. Иисус, в свою очередь, одной рукой благословяет, а другой держит свиток своего учения.
- Умиление – Богоматерь и Младенец, склоненные друг к другу.
- Акафистные иконы – прославление Богородицы под различными поэтическим эпитетами: Неопалимая Купина, Руно орошенное, Гора нерукосечная и т.п. Это наиболее поздняя традиция иконописного жанра, что воплощается в богатом орнаменте и множестве деталей.
С 16 века художнику помогали «иконописные подлинники» - тетради, вмещавшие основные композиции с комментариями.
По преданию, первый запечатленный символ появился в Сирии и был освящен самим Иисусом.
В 11 веке Западная (Римская) и Восточная церкви утратили единство. Так на Западе на первый план вышла статуя и религиозная картина. Византийская Церковь еще в 7 веке запретила ваяние круглой скульптуры, поскольку та очень близка к натурализму. Считалось, что духовность выражается ликом, а не наглядностью. С этого момента взгляды на иконопись в Западном и Восточном Обрядах кардинально разошлись.
Иконы из серебра в подарок
В Древней Руси летописи наряду с важнейшими событиями из государственной жизни отмечали не только строительство новых храмов, но и создание, перенесение и «поновление» икон. Каждая семья, даже самая бедная, обязательно имела образок в красном углу. В домах состоятельных людей образам отводились целые комнаты, называемые моленными или крестовыми. Освященные обереги часто помещались над крыльцом дома, на воротах монастырей, на специальных столбах и перекрестках дорог и даже вдоль главных из них.
Если вы хотите сделать подарок христианскому дому или близким людям, но не знаете, как правильно выбрать нужный лик, прислушайтесь к следующим советам.
Именная икона – знак особого личного внимания к получателю подарка. Изображенный святой станет покровителем-защитником своего земного младшего «брата» или «сестры».
Венчальная икона дарится молодой паре для венчания. Потом она навсегда остается в доме молодой семьи как оберег и может передаваться детям, когда те надумают вить свое семейное гнездо.
Образы Иисуса и Богоматери – фундамент родового иконостаса. Если вам нужен хороший подарок семье, а не конкретному человеку, лучше дарить такие обереги, распространяющие свою защиту на всех обитателей дома.
Перед вручением такой подарок нужно освятить в храме.
Ювелирная икона ручной работы имеет несоизмеримо большую ценность, чем образец массового производства. В старину утилитарный подход был бы вообще немыслим. Считалось, что рукой мастера управляет божья воля. Кроме того, художником мог стать не каждый, а только чистый и светлый в помыслах человек. Собственно работа начиналась с усердной молитвы, а в процессе создания автор соблюдал пост как в проявлениях своего материального «я», так в мыслях, чувствах и желаниях.
Все духовные работы от художников нашего Ювелирного дома создаются по классическому канону с соблюдением правил и технологий. Лики пишутся на досках из отдельных сортов натурального дерева, которое готовятся специальным способом. Оклад создается из серебра, украшается позолотой, горячими эмалями, драгоценными камнями. Это настоящие произведения искусства ручной работы, сочетающие художественную эстетику и каноническое духовное начало.